Сергей Неустроев – как закон о северном завозе повлияет на развитие Севморпути
Северный морской путь в будущем, возможно, станет основным маршрутом завоза грузов жизнеобеспечения для арктических территорий. Но развитие его будет связано в первую очередь с экспортными поставками сырья
Сергей Неустроев, первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия), объясняет, до какой степени закон о северном завозе, принятый в августе 2023 года, может стать фактором развития главной российской северной морской магистрали.
Закон о северном завозе регулирует отношения, связанные с осуществлением завоза грузов на территории в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В понятиях закона грузы северного завоза – это грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, также грузы для государственных и муниципальных нужд территорий северного завоза. Объем завоза этих грузов ограничен потребностью конкретных территорий.
Закон о северном завозе содержит ряд положений, посвященных Северному морскому пути как перспективному, а в будущем, возможно, основному маршруту завоза грузов жизнеобеспечения для арктических территорий. Введены в первые в российском законодательстве такие важные понятия, как единый морской оператор северного завоза (посвящена отдельная статья 11), регулируемые (нерыночные) тарифы на услуги морских перевозок, субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с осуществлением каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами.
Конечно, столь ожидаемая регионами дополнительная поддержка государства внесет лепту в развитие Севморпути. Стабильное регулярное снабжение послужит основой для второй волны промышленного освоения арктических территорий и даст импульс в целом вывода социальной сферы из депрессивного состояния.
Однако следует отметить, что основной грузооборот Северного морского пути – все-таки не внутренние каботажные перевозки, а международные маршруты. Основная доля в грузообороте приходится на экспорт углеводородов, и в меньшей степени – на транзитные товары из стран Юго-Восточной Азии. В текущих тенденциях развития объемы грузов северного завоза в ближайшее десятилетие не превысят 3-4 млн тонн в год (в советское время пик объема достигал 6,5 млн тонн в 1986 году), что на порядок ниже перспективных объемов перевозки транзитных грузов (50-100 млн тонн в год).
В связи с этим на развитие Северного морского пути более ощутимое влияние окажут геополитические факторы, преодоление Россией санкционных ограничений западных стран.
Для Республики Саха (Якутия) основным сдерживающим фактором использования СМП для нужд северного завоза является неразвитость портовой инфраструктуры. Это главная проблема в части развития каботажных внутренних перевозок. Грузооборот многих портов, перерабатывавших в советские времена миллионы тонн, в настоящее время не превышает 200 тыс. тонн в год. В частности, это связано с отсутствием в течение десятилетий дноуглубительных работ, из-за чего в этих портах невозможно принимать современные суда с большой осадкой (8–15 м), а также с износом кранового хозяйства и судов буксирного флота.
Эксперты ПОРА – о рисках и перспективах Северного морского пути:
- Александр Бондар: «Авиационным крылом можно будет достать до любой точки Севморпути»
- Елена Воронина – составляющие Севморпути должны работать скоординированно
- Александр Воротников: в результате работы Севморпути складывается новая экономика Арктической зоны
- Михаил Григорьев – о рисках ключевых арктических добычных проектов
- Кэ Дзинь: Логистика на Севморпути для Китая очень выгодная
- Николай Доронин – как Россия может ответить на экспансию США на арктическом шельфе
- Павел Иванкин: «Каменный уголь сложно рассматривать как груз, тяготеющий к транзиту по Севморпути»
- Андрей Криворотов: наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью
- Сергей Неустроев – как закон о северном завозе повлияет на развитие Севморпути
- Сергей Никоноров: как создается современный Севморпуть
- Сергей Никоноров: Севморпуть – стратегический ресурс России
- Владимир Панов: Вопросы Севморпути обсуждаются интенсивнее, чем год назад
- Виктория Пестова – о перспективах развития морского порта Архангельск
- Виктория Пестова – о судостроении и судоремонте в Архангельской области
- Валерия Савинова – в российской Арктике должны быть новые исследовательские станции
- Ирина Стрельникова: Севморпуть – это национальный транспортный маршрут
- Алексей Фадеев – Северный морской путь в современной геополитике
- Юлия Харламова: развитие Севморпути подтвердит геоэкономические амбиции России
- Алексей Чекунков: Созидательное, мирное развитие Арктики защищено Северным флотом
Читайте также:
- Транзит по СМП: фантастика или сценарий будущего? Итоги экспертной дискуссии в «Деловом Петербурге»
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.