Владимир Маслобоев – для продукции горнопромышленного комплекса нужна экономика замкнутого цикла

Владимир Маслобоев – для продукции горнопромышленного комплекса нужна экономика замкнутого цикла

Отходы от добычи одних полезных ископаемых должны служить сырьем для других промышленных цепочек, и для этого необходимы меры законодательного стимулирования

 

Продолжаем экспертное обсуждение новой Стратегии развития минерально-сырьевой базы до 2050 года, которая была принята в июле 2023 года. Эксперт ПОРА, советник генерального директора Кольского научного центра РАН, доктор технических наук Владимир Маслобоев обращает внимание на важность создания экономики замкнутого цикла для продукции горнопромышленного комплекса, при которой отходы одного производства становятся сырьем для других промышленных цепочек, и говорит о необходимости введения законодательного механизма, стимулирующего вовлечение в хозяйственный оборот отходов горной промышленности.

 

Экономика замкнутого цикла – для продукции горнопромышленного комплекса

«Трансформация системы хозяйства России осуществляется с целью экологизации экономики. Страна переходит на экономику замкнутого цикла, стремится к углеродному переходу, крупные компании внедряют международные стандарты (GRI, ESG и др.), разрабатывают и реализуют планы реконструкции производственных мощностей согласно промышленной политике государства, направленной на внедрение наилучших доступных технологий.

Для перехода на экономику замкнутого цикла правительство страны ставит целью к 2030 году добиться того, чтобы отходы недропользования стали вторичным материальным ресурсом. Таким образом, подтверждаются выдвинутые нами еще в 2018 году предположения о необходимости разработки рекомендаций по созданию внутреннего рынка экономики замкнутого цикла для продукции горнопромышленного комплекса, разработки природоподобных (с замкнутыми петлями потока ресурсов и энергии) технологий переработки минерального сырья и отходов горнопромышленного комплекса, создания схем промышленного симбиоза на базе принципов комплексной переработки минерального сырья. Для научного обоснования необходимых рекомендаций используется междисциплинарный подход, комбинирующий подходы отраслей знаний по геологии, горному делу и обогащению, химическим технологиям, географии и экономики.

Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года в этом плане весьма актуальна, поскольку определяет приоритеты, цели и задачи геологической отрасли и минерально-сырьевого комплекса, направленные на устойчивое долгосрочное обеспечение национальной экономики минеральным сырьем, а также его экспорта. Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы на федеральном и региональном уровнях, а также для разработки госпрограмм РФ.

Важнейшим стимулом эффективного освоения месторождений дефицитных видов полезных ископаемых должно стать повышение внутреннего спроса на них, в том числе за счет создания новых российских производств глубокого передела сырья и получения конечной высокотехнологичной продукции.

В развитых промышленно-сырьевых регионах необходимо повышать эффективность недропользования, в том числе за счет внедрения современных достижений науки и техники, стимулирования доразведки используемых месторождений, их комплексного освоения, повышения показателей извлечения полезных ископаемых и создания условий для вовлечения в хозяйственный оборот отходов недропользования в рамках концепции циркулярной экономики. Вспомним слова академика А.Е. Ферсмана, сказанные еще 100 лет назад: «Если природа предпочитает концентрировать на определенных территориях сочетание химических элементов, то и производство необходимо организовывать соответственно, добывая не отдельные компоненты, а весь геохимический спектр имеющихся элементов».

 

Два основных стратегических направления развития минерально-сырьевого комплекса

Очевидны два возможных стратегических направления развития минерально-сырьевого комплекса России и производства конечных продуктов с высокой добавленной стоимостью:

  • Стратегическое направление 1 – Россия как глобальный поставщик энергетического сырья (нефть, природный газ, уголь) и стратегического сырья для мировой высокотехнологичной промышленности;
  • Стратегическое направление 2 – добыча стратегического сырья под объем российских потребностей; на экспорт направляются только избытки попутно добываемых металлов.

Поставки на мировой рынок стратегического сырья редких и редкоземельных металлов осложняются несколькими проблемами. Во-первых, в России не так много богатого сырья. Во-вторых, руда, оксиды и сплавы нужны только странам с развитой промышленностью, рынок которых сейчас для России закрыт, а Китай имеет свою промышленность полного цикла. Исходя из этого, наиболее реалистично направление 2 – ориентация на внутренний рынок. Например, для редкометаллического и редкоземельного сырья российскими традиционными драйверами спроса являются нефтегазохимия, металлургия, авиация, транспорт, к которым сейчас добавляются новые сектора промышленности: ветрогенерация, электротранспорт, беспилотные летательные аппараты.

При оценке воздействия антропогенных и климатических изменений на процессы, происходящие в сфере недропользования, в Стратегии развития минерально-сырьевой базы следовало бы предусмотреть обеспечение экологической безопасности на основе технологических и социально-экономических механизмов, снижение техногенной нагрузки на природную среду за счет повышения комплексности и полноты извлечения полезных компонентов, уменьшения отходов производства; вовлечения в эксплуатацию техногенных месторождений и сокращения складированных отходов; уменьшения объемов сточных вод, сбрасываемых в природные водоемы; восстановления техногенно-нарушенных объектов природной среды.

 

Законодательное стимулирование вовлечения в оборот отходов горнопромышленного комплекса

Особо о наболевшем – об обращении с отходами горнопромышленного комплекса. Законодательного механизма, стимулирующего вовлечение в хозяйственный оборот отходов горной промышленности, до сих пор не существует. Начать создание такого механизма целесообразно было бы с определения статуса «техногенного месторождения» и разработки мер экономического стимулирования разработки «техногенных месторождений». Изменения в законодательстве, необходимые для принятия на федеральном уровне, по нашему мнению, должны включать:

  • предоставление в пользование техногенных месторождений на основании решения комиссии без проведения конкурсов и аукционов;
  • разрешение добычи полезных ископаемых (за исключением драгоценных металлов) из техногенных образований в границах горного отвода, предоставленного недропользователю в соответствии с лицензией, без геологического изучения недр;
  • исключение проведения государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых по отношению к техногенным образованиям (за исключением драгоценных металлов).

Для справки: по итогам 2022 года минерально-сырьевой комплекс обеспечил 14% валового внутреннего продукта страны, 49,5% доходной части бюджета за счет налога на добычу полезных ископаемых, более половины общего объема экспорта России».

 

Эксперты ПОРА — о cтратегии развития минерально-сырьевой базы России до 2050 года: 

Эксперты ПОРА – о геологоразведке в Арктике:

Читайте также:

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.


Экспертный центр «ПОРА»
7 августа 2024
Комментарии экспертов
Владимир Маслобоев